Работа с частью на линии жизни

На заре моей практики был у меня опыт консультирования и психотерапии на открытом интернет-форуме в форме переписки.

Сразу скажу, что психотерапию в формате переписки провести чрезвычайно сложно. Нужны многочисленные описания того, что нужно сделать, как визуализировать, как расставлять маркеры в пространстве, и приходится надеяться на то, что собеседник все поймет правильно.

Опыт был успешен, мой собеседник, имея опыт терапии, все делал великолепно, и мне захотелось перенести опыт нашей встречи в эту статью (сразу оговорюсь, что консультация была «демо», то есть любой человек может с ней ознакомиться, потому переношу ее на сайт).

Мы работали с частью, которая была определена, как «неадекватная».

Я сразу выбрала технологию работы на линии времени, чтобы иметь возможности зайти в тот момент, когда часть начала формироваться. Это то, что по максимуму можно было сделать в переписке, имея только 45-60 минут.

Итак, запрос моего собеседника:

Б. Моя проблема заключается в том, что я создаю себе изолированную иллюзорную реальность, отрываясь тем самым от настоящей. Меня преследует чувство неадекватности. Глубже я осознал некоторую часть меня, которая соответствует следующим критериям: не уверена в себе, испытывает постоянный страх, не доверяет, закрывает глаза на факты окружающей реальности, нуждается в постоянном подтверждении фактов, которые и так знает, то есть крайне не уверена в себе.
В целом я расценил это как очень глупое поведение, которое меня сильно разозлило в себе. Этому состоянию еще соответствует тик глаз.
Называю это частью себя потому что тик иногда проходит, и я совсем иначе себя веду и чувствую, даже меняется голос и осанка, меняется поведение, восприятие, даже выбор в одежде.
Хочу узнать что со мной и разобраться с этим.

Е.Г. Я специалист по работе с самостоятельными единицами сознания (идентичности, субличности, части, субчасти) в методе интегрального нейропрограммирования.

Давайте попробуем поточнее определиться, с чем мы будем работать.

Б. Страх. Страх неадекватности.

Е.Г. Что произойдет, если вы будете неадекватным?

Б. Я буду глупо выглядеть, и на меня будут косо смотреть, ко мне будет предвзятое отношение, однако в лицо мне этого высказывать не будут, и я до конца не буду знать, адекватен я, или нет, поэтому постоянно буду испытывать сомнения, неуверенность и тревогу при общении с другими людьми.

Е.Г. Хорошо.
Сейчас мы будем фантазировать.
Необходимо, чтобы вы представили свою неадекватную субличность.
Как выглядит ваша часть, которая неадекватна?
Как она одета, что она чувствует, какое у нее настроение?
Опишите все, что сможете.

Б. Глупый неряшливый человек, обросший, лохматый, дергается, моргает (нервный тик), речь скачет, резкая, напряжен. Настроение непостоянное, с людьми общается странно, делает странные замечания. Худой, осанка искривлена.

работа с частью на линии жизни

Е.Г. Прекрасно.
Сейчас нам нужно будет определить, когда эта часть у вас возникла.
Делаем так. Берем 3 бумажки. Одну кладем на пол — это точка настоящего.
Вторая будет — точкой рождения. Между ними получится линия жизни.
Потом берем третью бумажку и кладем интуитивно туда, где появилась часть неадекватности. Думаем, вспоминаем, что было, если что-то придет в голову. Определяем примерно, сколько вам было лет. Пишем все, что приходит в голову.

Б. Подростковый возраст лет пятнадцати, когда гулял во дворе с ребятами. Тогда я сильно переживал о том, как я выгляжу в их глазах, нормально ли себя веду и как они меня воспринимают. Еще вспоминается момент, когда меня очень сильно покусала собака, это было в 13 лет.

Е.Г. Хорошо. Тогда у вас должны быть на линии времени две точки — 13 и 15 лет.
Встаньте в точку 13 лет. Посмотрите, есть ли там уже сформированная неадекватная часть?

Б. Если да, то в незначительной степени. Это чувство отсутствия взаимопонимания с окружающими людьми, да, оно у меня уже тогда было, но я его не осознавал, тогда она начинала формироваться.

Е.Г. Встаньте в точку, где вам 12 лет, снова посмотрите, есть ли часть.

Б. В 10 лет этого еще не было, я жил в другой стране в окружении людей, которых знал с раннего детства… Хотя, может, и раньше это было, в 6-7, мне трудно говорить точно, это очень не конкретные ощущения.
Плюс я чувствую сопротивление данному процессу.

Е.Г. В каком смысле чувствуете сопротивление? Что именно вам не хочется делать? Мы сейчас погружаемся в основу основ вашей проблемы — это может быть более, чем неприятно.

Б. Не хочется представлять когда это было, когда она зародилась, эта часть, думать, вспоминать, напрягаться 🙂

Е.Г. Если вы готовы продолжать, встаньте в точку рождения и проверьте наличие неадекватной части там.

Б. В точке рождения нет этой части. Вообще я довольно комфортно себя в точке рождения почувствовал.

Е.Г. Хорошо. Пожалуйста, насколько это возможно, определите точку возникновения неадекватной части. Войдите снова в 6-7 лет, потом в 8, в 5 лет… Мы ищем травматический опыт — ищем точку возникновения неадекватной части.

Б. 2-3 года. Кажется, связано с чувством сильной обиды.

Е.Г. Хорошо, что можете рассказать про это чувство, что это может быть. Обязательно стойте в этой точке — 2-3 года, когда вспоминаете.

Б. Я не уверен, потому что трудно вспомнить что было в 2-3 года. Кажется, меня кто-то оскорбил, кто-то из взрослых, может быть, бабушка. Сейчас понимаю, что не о зла, может, я ее не послушался, но на тот момент я был очень чувствителен к этому. Всплывают картинки, как я у бабушки на огороде, что-то делаю.

Е.Г. Отлично. Когда вас обругала бабушка, что вы почувствовали — если можно, подробнее.

Б. Это именно так. Я не помню — помнит тело, это тонкие физические ощущения, которые приводят к воспоминаниям. Это именно оно, чувство оскорбления, я не могу назвать его иначе. Чувство, что меня оскорбили, чувство несправедливости, обиды, напряжения.

Е.Г. Какое решение, получается, вы неосознанно приняли после оскорбления?
Что вы какой… (продолжите).

Б. Может быть, я принял решение, что я неприятный, вот.

А вообще я сделал подсознательный вывод, что никому нельзя доверять и что я доверял человеку, а он меня оскорбил. И да, похоже на то, что это решение, что я неадекватный, так как не воспринимал человека настолько объективно, чтобы быть готовым к такому его проявлению ко мне.

Е.Г. Сделайте шажок ПОСЛЕ бабушкиного «наезда», там уже есть неадекватная часть?

Б. Похоже, что да.

Е.Г. Хорошо. А теперь вам придется вернуться в точку ДО того момента, как вас оскорбила бабушка. Пожалуйста, встаньте туда и подумайте, что вы хотели бы почувствовать, зайдя в эту ситуацию оскорбления.
То есть нужно ситуацию перепрожить заново.
Но так, чтобы подобное решение о том, что вы неадекватный, не было принято.
Что вам не хватило, чтобы принять решение о сохранении уверенности?

Б. Не хватило осознанности и внимания, чтобы понять истинные причины того, почему меня оскорбили. Я хотел бы ясно увидеть истинные причины того, почему меня оскорбили — они наверняка были не от моего непонимания человека, а наоборот от того, что меня не понимали. Хотелось бы, чтобы это оскорбление «прошло мимо».

Е.Г. Сейчас нужно будет все «переделать», чтобы произошло все, как надо, в этот раз.

Оглянитесь вокруг, найдите предмет (цвет, форма, ощущение от которого довольно приятны вам), который символизировал бы для вас истинное понимание ситуации, а потом второй предмет, который символизировал бы ИСТИННОЕ ПРИНЯТИЕ СЕБЯ (насколько это возможно сейчас). Эти два предмета возьмите в руки.
Ощутите себя понимающим и принятым. Заходите в ситуацию с бабушкой.
Далее прокручиваем всю ситуацию с этими ощущениями.
Рассказываете мне, что менялось в ситуации оскорбления.

Б. Изменилась моя реакция, она была спокойной, не пропала уверенность в себе никуда, нет оцепенения физического, ощущения тела более раскованные, свободные, я как бы физически больше в размерах, не ужимаюсь. Бабушка для меня не является авторитетом в той ситуации теперь, я чувствую спокойствие и приток энергии небольшой, больше бодрости.

Е.Г. Отлично. Где сейчас неадекватная часть? Поглядите на нее. Опишите, есть ли изменения.

Б. Она вдалеке впереди на временной шкале, маленькая и грустная от того, что она больше мне не нужна 🙂

Е.Г. Хорошо. На этом мы консультацию заканчиваем.
Вам нужно будет дорабатывать неадекватную часть на линии жизни в других ситуациях, которые добавляли колорита этой части.

К большому сожалению, у нас не было времени точно определиться со всеми нюансами неадекватной части. На очной встрече необходимо четко проследить: когда эта часть проявляет себя, что происходит с поведением, какие чувства и ощущения человек испытывает.

Потом мы ищем травматический опыт, когда эта часть зародилась.

Далее, необходимо сделать трансформацию этой части в любом возрасте (как мы заметили, были «остановки» на 15, 13, 6-7 годах) и в других любых ситуациях, на которые укажет бессознательное.

По дороге может возникнуть понимание, что эта часть выполняет какую-нибудь интересную функцию, и неудобно от нее отказываться, или что к ней человек привык, и не хочет ничего менять. Много чего интересного может проявиться) Психотерапевтический процесс — штука интересная) Главное, не стесняться и достигать поставленных целей.

Успехов и до встречи)

Комментарии (4)

  • Спасибо! Очень красивая работа)))

  • А если было много травматических ситуаций и человек не помнит точно, что и когда было? (и он анксиолитики принимает которые ещё глубже уволят от воспоминаний?) , как быть тогда?

    • В Сатори Хилинг мы моделируем текущую ситуацию без связи с прошлым. В настоящем всё уже есть. Прошлое помогает — хорошо. Не помогает — разберемся и без этой информации.

  • Комментарии закрыты.