Обида на психологического гуру

Я не только провожу семинары и вебинары, я еще их посещаю. Много. С пользой. Со смаком.

Во временные наставники я определяю людей умных и харизматичных. У них не только приятно учиться мастерству, за ними приятно наблюдать.

Чем ярче человек-учитель, тем больше у него поклонников. И тем больше вероятность возникновения обид на учителя у этих поклонников.

То тут, то там возникают скандалы, связанные с недовольством бывших учеников мастерством учителя, его личностью, его поведением. Он, оказывается, не такой был, как о нем думали. Совсем, совсем не такой.

Какой он был тогда, когда те, кто сейчас не доволен, его обожали и уважали? Есть подозрение, что он все тот же. Если, конечно, за время преподавания не стал серийным маньяком. Что весьма маловероятно.

Тогда в чем проблема? Откуда весь сыр-бор и «праведный гнев» учеников в адрес учителя?

Как временный союз Ученика и Учителя должен происходить в идеале? Один Взрослый человек приходит к другому Взрослому человеку, чтобы научиться новому. Один платит деньги, другой обучает. Ас спортивной езды на мотоцикле дает навыки правильного торможения и руления. А богиня кулинарного мастерства знакомит с тонкостями приготовления соуса Бешамель.

В психологии все не так просто. Когда идешь на учителя, особенно если ты в самом начале пути своей осознанности, ты, скорее всего, никаким Взрослым не являешься. И это нормально, если ты в начале пути. Путь — он длинный, нужны те, кто сможет рассказать о правильной дороге.

А поскольку частично или полностью психологическим Взрослым не являешься, значит, какой-то частью или абсолютно являешься психологическим Ребенком или Подростком.

психологический гуру

Что неосознанно делает Ребенок на психологическом семинаре? Ищет папу или маму.

Подросток? Ищет авторитета, за которым можно следовать.

При этом и Ребенок, и Подросток готовы закрывать глаза на человеческие недостатки своего Учителя. Они отбрасываются сознанием, чтобы ни в коем случае не навредить этой связи Родителя-Ребенка или Подростка-Авторитета, которая на тот момент нужна.

Что происходит дальше? Если Учитель хорош, то Ребенок или Подросток вырастают во Взрослого. И зависимость и привязанность к Учителю начинают явно мешать. С одной стороны человек ощущает свое уже мощное тело, способное двигаться дальше, а с другой стороны он опутан связями зависимости, которые мешают.

Если такое положение дел осознается, происходит спокойное снятие пут, прощание, движение Ученика дальше без Учителя. Если не осознается — происходит серьезный конфликт между Учеником и Учителем.

Ученик обвиняет Учителя в том, что тот зазнался, ничего нового не дает, к тому же — неприятный человек по какому-то пункту (раньше на это закрывались глаза по причинам см. выше, а сейчас уже невозможно это отрицать).

Главная задача такого негативного позиционирования Учителя — поднять уровень энергии гнева, чтобы разорвать собственные путы. Иначе не получится вырваться.

И вот, когда накопленного гнева достаточно, Ученик разрывает, наконец-то, зависимость, и уходит, громко хлопнув дверью.

И на этом вспоминаются мне слова моей коллеги-психолога своим клиентам в самом-самом начале консультирования:

«В начале вам будет казаться, что я буду говорить правильные вещи, и, возможно, вы будете считать меня даже очень умной. Но как только  вы начнете понимать, что я повторяюсь, как только вы станете думать, что все, что я говорю, весьма очевидно — это будет вам знаком, что наше взаимодействие закончено. Я научила вас всему, что знала».

Комментарии (2)

  • Елена, как точно Вы пишите. Побывала в обеих ипостасях. Все было по написаному. Читаю и улыбаюсь, вспоминая себя и думая: » Вот откуда она опять про меня все знает»??

    • Ольга, я тоже бывала по обе стороны) И как приятно общаться по-взрослому с учителем. И как приятно, когда с тобой, как с учителем, общается взрослый человек. Кайф))

  • Комментарии закрыты.