Психосоматика заикания у детей и взрослых

Психосоматика заикания

Психосоматика заикания — с одной стороны, может поясняться многими примерами, с другой стороны, она легко укладывается в одну тему.

Согласно Ж.Рено («Исцеление воспоминанием») заикание — это две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Например.

Женщина кричит в родах, но вдруг приходит особо чувствительная акушерка, которая со своей тонкой душевной организацией никак не может вынести крики роженицы и говорит: «Что ты орешь.»

Вот замолчала бы женщина, обидевшись, и ребенку сгрузилась бы программа «слушайся авторитетов и рта не раскрывай». И все было бы тихо-мирно. У ребенка. Но женщина с таким положением дел не согласна и решает отстаивать свою правоту криком, при этом чувствуя серьезное внутреннее сопротивление, страх и вину. Конфликт как бы подвешивается: «ни туда — ни сюда». И можно кричать, и нельзя кричать. И если у ребенка обнаружится впоследствии заикание, то неплохо бы вспомнить эту историю и разрешить конфликт (по сути, довести дело до конца и определиться с тем, право имеешь на крик или нет).

Далее.

Конфликт «я имею право говорить — кто я такой, чтобы говорить».

Если ребенку демонстрируют неуважение к его словам, то может так статься, что после этого всего в глубине души он теперь сильно не уверен, стоит ли ему говорить, выслушают ли. Но говорить все-таки надо, не молчать же. И вот оно — заикание.

Авторитарный отец, авторитарная жесткая мать могут не давать ребенку проявить себя, как оно требуется. Ребенок начинает что-то делать (в данном случае разговаривать) и останавливает себя, как бы пресекает себя сам.

(И тут вспоминаю картину. Папа и парень лет двенадцати. Казаки. Что парень не сделает, куда не повернется, папа его в плечо кулаком бьет. Воспитывает.)

психосоматика заикания

Могут быть и более экзотичные примеры психосоматики заикания.

Например, зависший конфликт «можно это сказать — нельзя это сказать».

Ребенок видит, как мать изменяет отцу с другим. С одной стороны он хочет рассказать отцу, а с другой стороны не может навредить матери. Все это выливается в серьезное страдание, которое потом потихоньку забывается, вытесняется, но внутренний конфликт остается, и ребенок вдруг начинает заикаться.

Еще один вариант зависшего конфликта: «я сказал то, что не должен быть говорить, и теперь я считаю, что нужно молчать».

Допустим, что ребенок даже не задумывался о том, стоит ли рассказывать отцу об измене матери. И рассказал сразу. А отец пошел и избил мать так, что она лежала в больнице 2 месяца. Как вы думаете, какое решение бессознательно примет ребенок?  Говорить ничего нельзя. Но при этом нужно же говорить. Конфликт приводит к заиканию.

Как всегда, когда речь идет о психосоматике болезни, в случае психосоматики заикания необходимо полностью разрешить внутренний конфликт, приводящий к заиканию. Если вспоминается ситуация, которая привела к заиканию — полностью трансформировать ее. Если конкретной ситуации не прослеживается, то трансформировать убеждения, самоопределения, поведение, приводящие к заиканию.

Успехов, и до встречи.

Продолжить чтение →

">

Комментарии (29)

  • Очень верно подмечен конфликт внутренних интересов «говорить — молчать».
    Елена,
    а как вы рассматриваете ситуацию, когда такой заикающийся ребенок чудесно поёт без всяких заиканий?

    Ответить
    • Юрий, при пении должна включаться часть, которая не конфликтует. А просто поет.

      Ответить
      • Т.е. эта часть включается при пении легко, без всякой предварительной подготовки… Иными словами, когда дети не высказывают свои мысли обычным способом, а пропевают их, то включается другая часть ЧЕГО?
        Мне это интересно понять с точки зрения «легкости» такого включения…

        Ответить
        • Хороший вопрос) Часть ЧЕГО включается. Чтобы человек описал эту свою часть, нужно, чтобы он понимал, какая часть заикается, а также осознал часть, которая не заикается. Часть — это как программа. Программа пения при заикании не нарушается. Также в фильме «Король говорит», король мог декламировать что-либо без заикания, когда он не слышал себя. То есть если не происходит вмешательств части — программы, которая весь этот процесс нормальной речи нарушает, все идет хорошо.

          Но меня мало интересует, когда человек НЕ заикается. Меня интересует, какие программы включаются, когда он начинает заикаться. Вот с ними-то и работаем.

          Ответить
        • Вот ссылка на исследования, действительно ли все, кто поет, не заикается http://stuttering.su/node/12

          Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как «сильная доля». Приведем цитату, в которой определяется это понятие: «В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями».

          Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы.

          Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

          Это вполне соответствует тому, что программа заикания буквально ВЫШИБАЕТСЯ, когда человек ПРОЯВЛЯЕТ СИЛУ. Силу волю, характер, желание. Так мы работаем с программами. Меняем их. В том числе с помощью «взращивания» внутренней силы.

          Ответить
    • При пении, ребенок поет на выдохе, поэтому он не заикается.Если глубоко вдохнуть и начать говорить на выдохе, то заикающиеся перестают заикаться.

      Ответить
      • Ваши предположения не соответствуют действительности. Там все сложнее.
        Вот ссылка на исследования, действительно ли все, кто поет, не заикается http://stuttering.su/node/12
        Заикаются.

        Ответить
  • У меня племянница с детства заикается. Сейчас ей уже 27 лет. Это конфликт матери? Как ей можно помочь? Спасибо.

    Ответить
    • Если человеку 27 лет, то этот конфликт давно уже стал ее собственным. Помощь — разбираться со своими конфликтами.

      Ответить
  • Елена, спасибо, очень интересно!

    Ответить
  • Сыну 5 лет год назад перед новым годом начал заикаться на ровном месте. Единственно он сам говорит что испугался буквы т (магнитные буквы на холодильнике). Голову сломала не могу даже никаких паралллей провести где тут проблема

    Ответить
    • Анна, наверное, вряд ли ребенок испугался буквы Т. Это его сознание подсказывает ему приемлемый ответ. «Станьте» ребенком и прочитайте его чувства.

      Ответить
  • Елена, здравствуйте. Сыну 3.7 вдруг начал иногда тянуть первый слог. Не могу понять что произошло. Недавно испугался собаки. Но судя по вашим описаниям проблема глубже. У нас бабушка его постоянно критикует и я его часто прошу не говорить не хорошие по значению слова. Проблема в этом? Много запретов речи? Бабушка ему постоянно запрещает перебивать взрослых. Как снять у него эти зажимы? Просто перестать запрещать?

    Ответить
    • Алина, здравствуйте.
      С детьми нужно много разговаривать на предмет того, что они чувствуют. Га что обижаются. Исследуйте этот вопрос. Поговорите с ребенком, почему он боится бабушки.

      Ответить
  • Ребёнку только что исполнилось 4 года. Недели три назад стал заикаться. Во время разговора повторяет по два раза один и тот же слог.

    Из важного стоит отметить, что 3 месяца назад из семьи ушла мать. Для него это явно болезненная ситуация.

    Что делать? Как помочь малышу?

    Ответить
    • Кирилл, на прием к терапевту должен отправиться тот, кто сейчас несет эмоциональную ответственность за ребенка. И сам должен теапевтироваться, так как, в первую очередь, страдает он, а ребенок все чувствует.

      Ответить
  • Я заикаюсь с 4-х лет, в детстве было тяжело, потом я не особо акцентировала на это внимание, и закончила институт, родила ребёнка. У меня была жизнь обычной девушки: свидания, поклонники и тд. И я уже смирилась с этим. Пока мой сын не подрос и его не настигла та же проблема, он стал тоже заикался. Хочу ему помочь и себе. Чувствую, что когда сама могу справится с этим, то и он избавится.

    Ответить
    • Марина, здравствуйте. Добро пожаловать на консультацию, будем разбираться.

      Ответить
  • Елена добрый день! Дочери исполнилось 4 г, и начала заикаться, какого то экстра события не было, не могу понЯть причину, отец ее мой муж тоже заикается, и начал примерно в этом возрасте. Есть постоянно критикующая бабушка, мама мужа, сыну 2г боюсь теперь и за него. Что можете ответить?

    Ответить
    • Зуля, здравствуйте.
      Могу сказать, что ваша дочь попала в определенное психологическое поле, и у нее запустились генетические программы. Работа с полем, что означает работу со всеми взрослыми членами семьи.

      Ответить
  • Здравствуйте! Мне 28, с 5 лет заикаюсь. Вся жизнь кувырком. В раннем детстве родители при мне постоянно выясняли отношения, попадало и мне постоянно, плюс они изменяли друг други и на эти похождения каждый брал меня с собой как прикрытие. Меня всё детство «затыкали» — не ржи как лошадь, говори тихо, молчи, не перебивай. И в родах мамы (ей было 17) тоже был момент как вы описали, а кричала она сильно. Чем больше я углубляюсь в психологию травмы, тем хуже моя речь. Появилась сильная обида на родителей за это. Моей дочери нет и года, и я с ужасом представляю момент, когда она попросит прочитать ей сказку, или начнёт копировать мою речь. И я ума не приложу, с чего начать? Как от этого избавиться?

    Ответить
    • Алина, здравствуйте.
      Это путь очень не быстрый. Потому что тело привыкло к такому, нейронные связи сформированы. Но это не приговор.
      Сначала нужно понять, какие сомнения в себе, страхи и переживания приводят к заиканию. А потом каждый день входить в новые состояния свободы и тренироваться расслабляться, чтоб не заикаться.

      Ответить
      • С кем бы я на разговаривала, я всегда думаю о том, как я говорю, что «зависаю» и что при этом думает человек и видно, что ему неловко, отводит взгляд, и от этого становится ещё тяжелее говорить. И не могу слушать свою речь в записи на видео или аудио, а если и слышу, то думаю, как муж меня терпит, неужели его это не бесит. А если я говорю, не думая как я выгляжу со стороны, то речь нормальная. Только как убрать эти мысли, я не знаю. Не думать искусственно на получается, мысли эти автоматические

        Ответить
        • Алина, нужно методично принимать себя любой, а также научиться не думать о том, как вы выглядите со стороны — не придавать ничьим мыслям о вас никакого веса.

          Ответить
          • Спасибо большое! Буду работа в заданном направлении! Может, посоветуете хорошую литературу как принять себя?

            Ответить
            • Алина, здравствуйте)
              Такой литературы не бывает)
              Бывают описательные методы практик, но это все плохо работает.
              Литература лечит, если она, скажем так, высоковибрационна или вдруг случайно в ней вы нашли описание вашей истории, которая была скрыта от вас и вдруг вы ее увидели со стороны. Но это случай, не закономерность в чтении.
              Просто создайте намерение, и вам ваша Душа предоставит всю информацию по этому вопросу .

              Ответить
  • Елена, здравствуйте! Ребенку 4 г, диагноз дизартрия ( невнятная непонятная речь, каша во рту, не выговаривает буквы, ) . Может быть есть причина в психосоматике? Подскажите какая?Спасибо за Ваш труд.

    Ответить
    • Татьяна, здравствуйте.
      Конечно, причина есть.
      Но не подскажу просто потому, что не знаю вашей личной истории. Как вариант, ощущение, что тебя не понимают (не принимают) — и не ребёнка, а его родителя.

      Ответить
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *