Психосоматика заикания у детей и взрослых

Психосоматика заикания

Психосоматика заикания — с одной стороны, может поясняться многими примерами, с другой стороны, она легко укладывается в одну тему.

Согласно Ж.Рено («Исцеление воспоминанием») заикание — это две противоречивые команды мозга. Говори и молчи одновременно.

Например.

Женщина кричит в родах, но вдруг приходит особо чувствительная акушерка, которая со своей тонкой душевной организацией никак не может вынести крики роженицы и говорит: «Что ты орешь.»

Вот замолчала бы женщина, обидевшись, и ребенку сгрузилась бы программа «слушайся авторитетов и рта не раскрывай». И все было бы тихо-мирно. У ребенка. Но женщина с таким положением дел не согласна и решает отстаивать свою правоту криком, при этом чувствуя серьезное внутреннее сопротивление, страх и вину. Конфликт как бы подвешивается: «ни туда — ни сюда». И можно кричать, и нельзя кричать. И если у ребенка обнаружится впоследствии заикание, то неплохо бы вспомнить эту историю и разрешить конфликт (по сути, довести дело до конца и определиться с тем, право имеешь на крик или нет).

Далее.

Конфликт «я имею право говорить — кто я такой, чтобы говорить».

Если ребенку демонстрируют неуважение к его словам, то может так статься, что после этого всего в глубине души он теперь сильно не уверен, стоит ли ему говорить, выслушают ли. Но говорить все-таки надо, не молчать же. И вот оно — заикание.

Авторитарный отец, авторитарная жесткая мать могут не давать ребенку проявить себя, как оно требуется. Ребенок начинает что-то делать (в данном случае разговаривать) и останавливает себя, как бы пресекает себя сам.

(И тут вспоминаю картину. Папа и парень лет двенадцати. Казаки. Что парень не сделает, куда не повернется, папа его в плечо кулаком бьет. Воспитывает.)

психосоматика заикания

Могут быть и более экзотичные примеры психосоматики заикания.

Например, зависший конфликт «можно это сказать — нельзя это сказать».

Ребенок видит, как мать изменяет отцу с другим. С одной стороны он хочет рассказать отцу, а с другой стороны не может навредить матери. Все это выливается в серьезное страдание, которое потом потихоньку забывается, вытесняется, но внутренний конфликт остается, и ребенок вдруг начинает заикаться.

Еще один вариант зависшего конфликта: «я сказал то, что не должен быть говорить, и теперь я считаю, что нужно молчать».

Допустим, что ребенок даже не задумывался о том, стоит ли рассказывать отцу об измене матери. И рассказал сразу. А отец пошел и избил мать так, что она лежала в больнице 2 месяца. Как вы думаете, какое решение бессознательно примет ребенок?  Говорить ничего нельзя. Но при этом нужно же говорить. Конфликт приводит к заиканию.

Как всегда, когда речь идет о психосоматике болезни, в случае психосоматики заикания необходимо полностью разрешить внутренний конфликт, приводящий к заиканию. Если вспоминается ситуация, которая привела к заиканию — полностью трансформировать ее. Если конкретной ситуации не прослеживается, то трансформировать убеждения, самоопределения, поведение, приводящие к заиканию.

Успехов, и до встречи.

Продолжить чтение →

">

Комментарии (12)

  • Очень верно подмечен конфликт внутренних интересов «говорить — молчать».
    Елена,
    а как вы рассматриваете ситуацию, когда такой заикающийся ребенок чудесно поёт без всяких заиканий?

    Ответить
    • Юрий, при пении должна включаться часть, которая не конфликтует. А просто поет.

      Ответить
      • Т.е. эта часть включается при пении легко, без всякой предварительной подготовки… Иными словами, когда дети не высказывают свои мысли обычным способом, а пропевают их, то включается другая часть ЧЕГО?
        Мне это интересно понять с точки зрения «легкости» такого включения…

        Ответить
        • Хороший вопрос) Часть ЧЕГО включается. Чтобы человек описал эту свою часть, нужно, чтобы он понимал, какая часть заикается, а также осознал часть, которая не заикается. Часть — это как программа. Программа пения при заикании не нарушается. Также в фильме «Король говорит», король мог декламировать что-либо без заикания, когда он не слышал себя. То есть если не происходит вмешательств части — программы, которая весь этот процесс нормальной речи нарушает, все идет хорошо.

          Но меня мало интересует, когда человек НЕ заикается. Меня интересует, какие программы включаются, когда он начинает заикаться. Вот с ними-то и работаем.

          Ответить
        • Вот ссылка на исследования, действительно ли все, кто поет, не заикается http://stuttering.su/node/12

          Для характеристики корригирующего воздействия песен оказалось полезным использовать такое известное в музыке понятие, как «сильная доля». Приведем цитату, в которой определяется это понятие: «В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени периодически выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами. Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями».

          Эксперимент показал, что существенную роль в коррекции заикания при пении играет наличие сильной доли в начале музыкальной фразы.

          Вывод о влиянии сильной доли в начале музыкальной фразы был проверен нами и для речи. Начало синтагмы с сильной доли, т.е. акцент на первом слоге, удлинение его, уход голоса вниз (изменение частоты основного тона), более четкая артикуляция гласного звука (но без утрирования) значительно облегчают речь заикающихся.

          Это вполне соответствует тому, что программа заикания буквально ВЫШИБАЕТСЯ, когда человек ПРОЯВЛЯЕТ СИЛУ. Силу волю, характер, желание. Так мы работаем с программами. Меняем их. В том числе с помощью «взращивания» внутренней силы.

          Ответить
    • При пении, ребенок поет на выдохе, поэтому он не заикается.Если глубоко вдохнуть и начать говорить на выдохе, то заикающиеся перестают заикаться.

      Ответить
      • Ваши предположения не соответствуют действительности. Там все сложнее.
        Вот ссылка на исследования, действительно ли все, кто поет, не заикается http://stuttering.su/node/12
        Заикаются.

        Ответить
  • У меня племянница с детства заикается. Сейчас ей уже 27 лет. Это конфликт матери? Как ей можно помочь? Спасибо.

    Ответить
    • Если человеку 27 лет, то этот конфликт давно уже стал ее собственным. Помощь — разбираться со своими конфликтами.

      Ответить
  • Елена, спасибо, очень интересно!

    Ответить
  • Сыну 5 лет год назад перед новым годом начал заикаться на ровном месте. Единственно он сам говорит что испугался буквы т (магнитные буквы на холодильнике). Голову сломала не могу даже никаких паралллей провести где тут проблема

    Ответить
    • Анна, наверное, вряд ли ребенок испугался буквы Т. Это его сознание подсказывает ему приемлемый ответ. «Станьте» ребенком и прочитайте его чувства.

      Ответить
  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *